Возвращаясь к педагогическому аспекту затронутой проблемы, укажем, что внушение психологической установки, в конечном итоге, есть первая часть процесса обучения. Любое педагогическое воздействие состоит из двух важнейших компонент: первая из них предполагает формирование убежденности в полезности (необходимости!) обучения, а вторая - в предложении способов собственно обучения!

Теперь, когда у читателя сформировано твердое внутреннее убеждение в том, что ему это нужно, мы расскажем, как он может это реализовать. Иными словами, перейдем ко второй части педагогического процесса - методике тренировок в пауэрлифтинге.

Основой предлагаемых методических подходов является, как это было ранее указано, создание игровой ситуации для занимающихся с учетом индивидуальных особенностей. Здесь возможно условное разграничение: лица с ярко выраженным стремлением к самоутверждению стремятся, в первую очередь, к результату, другим по нраву сам процесс тренировок (то есть ощущение принадлежности к спорту, собственно физические нагрузки, работа над собой и многое другое!), наконец, третья условно выделенная группа занимающихся испытывает удовлетворение от тренировочного процесса в совокупности с достигнутыми результатами. Таковыми могут быть веса отягощений в их соответствии с классификационными нормативами, выполняемыми в процессе тренировок либо на соревнованиях. Это может быть внешний вид занимающегося, визуально отмечаемый им самим, а также окружающими... Не будем останавливаться на возможных критериях и способах оценки. Их может быть очень и очень много. Это предмет отдельного разговора, вопрос индивидуальности!

Перейдем к изложению некоторых «игровых» вариантов тренировочных занятий паузрлифтингом. Для тех, кто предпочитает самостоятельную работу, отметим, что любое начинание следует осуществлять под наблюдением (лучше руководством!) лица, обладающего соответствующим опытом. То есть педагога!

Роль тренера в пауэрлифтинге нельзя переоценить. Именно он введет новичка в мир атлетизма, предостережет от возможных ошибок и разочарований, посоветует, как и с чего начать. Иными словами, даст тот "начальный импульс", который позволит каждому занимающемуся творчески выработать собственную программу занятий, ориентированную на его индивидуальность!

Вариант №1. Предлагаемый подход может ориентироваться на лиц, обладающих аналитическим мышлением и с интересом воспринимающих математические понятия как фундамент оптимальных решений в природе и мироздании вообще.

Старшим преподавателем кафедры физвоспитания и спорта Харьковского государственного политехнического университета А.Е.Жичкиным впервые были сформулированы методики тренировок, основанные на принципе "золотого сечения". Практическим фундаментом данного предложения является использование так называемых чисел Фибоначчи при выборе количества повторений отдельных упражнений в различных подходах.

Суть нашего предложения заключается в использовании принципа "золотого сечения" для создания игровой ситуации. Для этого у занимающегося вызывается интерес подробным описанием естественного процесса (найденного природой!) в достижении гармонии или, говоря более прагматичным языком, оптимальных результатов с помощью заданного алгоритма тренировок. Читателю, самостоятельно попытающемуся в своих занятиях применить принцип "золотого сечения", рекомендуем обратиться к соответствующему первоисточнику, приведенному в списке литературы.

В конечном итоге, образно говоря, занимающийся, играя "числами Фибоначчи", должен прийти к реализации "золотого сечения" (оптимального результата!) своих физических и духовных возможностей!

Опираясь на формальные рекомендации А.Е.Жичкина, сформулируем примерные комплексы для развития групп мышц, ответственных за выполнения одного из базовых упражнений пауэрлифтинга - жима лежа.

Все приведенные конкретные примеры взяты из практики тренировок в секции пауэрлифтинга Харьковского государственного политехнического университета. Они имеют чисто иллюстративный характер, поскольку это алгоритм конкретного лица с конкретными собственными возможностями. Естественно, каждый занимающийся должен по данным предложениям построить собственный алгоритм выполнения упражнений.

Схема построения алгоритма:

  1. Определяется максимальный фактический результат в выполнении упражнения - Pmax;
  2. Составляется таблица выполнения упражнения.
№ п/п Количество повторений Вес отягощения
1 21 0,46 Pmax
2 13 0,64 Pmax
3 8 0,75 Pmax
4 5 0,81 Pmax
5 3 0,85 Pmax
6 2 0,88 Pmax
7 1 0,9 Pmax
8 1 0,9 Pmax

Примечание:
Важным психологическим моментом при работе по данной схеме является четкое осознание самим занимающимся своих собственных возможностей в преодолении максимального результата, не "выкладываясь" каждый раз в полной мере!

3. Регулярное выполнение упражнений по схеме следует дополнить обязательным контролем действительных возможностей. Это могут быть соревнования или периодические (например, один раз в три месяца!) выполнения упражнения с максимальными нагрузками. По максимальным результатам составляется новая схема и игра продолжается!

Жим штанги лежа широким хватом. Максимальный вес 100 кг.

№ п/п Количество повторений Вес отягощения, кг
1 21 45
2 13 65
3 8 75
4 5 80
5 3 85
6 2 87,5
7 1 90
8 1 90

Примечание:
В колонке "Вес отягощения" вес штанги округлен для удобства работы с реально имеющимся запасом дисков. По нашему мнению, данное округление не внесет каких-либо нарушений в работу схемы тренировок.

Сгибание рук со штангой, стоя. Максимальный вес 50 кг.

№ п/п Количество повторений Вес отягощения, кг
1 21 22,5
2 13 32,5
3 8 37,5
4 5 40
5 3 42,5
6 2 42,5
7 1 45
8 1 45

Французский жим лежа. Максимальный вес 40 кг.

№ п/п Количество повторений Вес отягощения, кг
1 21 20
2 13 27,5
3 8 30
4 5 32,5
5 3 35
6 2 35
7 1 37,5
8 1 37,5

Заканчивая изложение игрового варианта тренировочных занятий с привлечением принципа "золотого сечения", отметим, что данная методика применялась Арнольдом Шварценеггером. А его результаты известны всему миру!

Вариант №2. Предлагаемый подход может ориентироваться на лиц, обладающих артистическими наклонностями, стремлением к подражательству. Для этой группы занимающихся предлагается схема занятий, которая условно может быть названа "Игра в великих атлетов".

Суть предложения состоит в подборе имен известных пауэрлифтеров, их основных принципов тренировок и поочередном последовательнов выполнении комплексов, предложенных каждым из великих, но в преломлении к конкретным возможностям занимающихся.

В сознании последних культивируется четкая психологическая установка на то, что, пройдет весь тренировочный цикл по данному алгоритму, занимающийся существенно приблизится (если не превзойдет!) к выбранным идеалам.

Примерную схему тренировочного цикла "Игра в великих атлетов" можно реализовать с привлечением материала о выдающихся пауэрлифтерах, изложенных ранее.

Так же, как и ранее (игровой вариант с принципом "золотого сечения"), при реализации данного варианта тренировочного цикла необходима периодическая "проверка" возможностей и результатов занимающихся: соревнования или иная форма.

В заключение укажем, что предложения по игровой форме проведения занятий не являются новыми в педагогике вообще. Это, безусловно, известный педагогический прием, заимствованный из великого учебника жизни и весьма эффективный в процесее обучения и достижения практических результатов.

Новым, на наш взгляд, является предложения по игровой форме тренировок в пауэрлифтинге с указанием конкретных схем и примеров реализации этих предлжений. Естественно, что таких схем может быть немало. Но в основу каждой из них должны быть положены принципы, направленные на выработку у занимающихся устойчивого стремления к самосовершенствованию! Это и есть первый шаг на пути к внутреннему согласию, комфорту и, наконец, к счастью!

 





на главную
советы
книги
ссылки
статьи
мотивация





 Яндекс цитирования
Hosted by uCoz